5 ценных книг для режиссеров монтажа 📚
1. Лев Кулешов. «Азбука кинорежиссуры»
«Монтажный порядок кусков определяется также ритмом развивающегося действия, то есть монтаж помимо логического и последовательного изложения действия также подчеркивает его ритм и показывает отношение режиссера к действию на экране. Даже проста логика монтажного изложения позволяет при «сборке» сцены создавать различные варианты как по порядку, так и по количеству кусков».
Классическое учебное пособие от пионера советского киноискусства Льва Кулешова, который сыграл огромную роль в формировании киноязыка, теории монтажа, развитии технологии съемок не только в СССР, но и во всем мире. Книга Кулешова состоит из двух частей «Кадр и монтаж» и «Первые киносъемки», которые были ранее изданы по отдельности в рамках «Библиотеки кинолюбителя». В пособии описаны знаменитые исследования мэтра в области теории кино: так называемый «эффект Кулешова» и «географический эксперимент Кулешова». Книга была переведена на многие языки мира и по праву считается азбукой для начинающих кинематографистов.
2. Алексей Соколов. «Монтаж. Телевидение, кино, видео»
«Монтаж – не «свойство» кадра, не «свойство» кино, не «свойство» телевидения! Монтаж – метод человеческого мышления, которым пользуются киношники и телевизионщики для создания своих произведений. Монтаж – обязательная составляющая природы функционирования человеческого сознания».
Отличное учебное пособие для студентов телевизионнных и киновузов, начинающих режиссеров, монтажеров, операторов и мультипликаторов. Учебник состоит из трех частей: в первой содержатся десять принципов монтажа и основные приемы передачи образов на экране; во второй рассматривается организация творческого процесса монтажа, внутрикадровый и звуковой монтаж; третья часть посвящена монтажной сущности драматургии в документальном и игровом кино, в ней также затрагиваются основы компоузинга.
Скачать: https://vk.cc/aC7FGR
3. Андрей Тарковский. «Уроки режиссуры»
«Монтаж сочленяет кадры, наполненные временем, но не понятия, как это часто провозглашалось сторонниками так называемого «монтажного кинематографа». В конце концов, игра понятиями – это вовсе не прерогатива кинематографа. Так что не в монтаже понятий суть кинообраза. Язык кино – в отсутствии в нем языка, понятий, символа. Всякое кино целиком заключено внутри кадра настолько, что, посмотрев лишь один кадр, можно, так мне думается, с уверенностью сказать, насколько талантлив человек, его снявший».
Стенограммы лекций по кинорежиссуре, прочитанные Андреем Тарковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино СССР и Союза Кинематографистов СССР. Среди этих лекций по сценарному и режиссерскому искусству, есть отдельная, которая посвящена непосредственно монтажу. В ней Тарковский делится своим особым (довольно провокационным) мнением о процессе монтирования фильмов, знакомство с ним может изменить ваше отношение к профессии режиссера монтажа.
4. Даниэль Арижон. «Грамматика киноязыка»
«Как только идеи материализуются, зафиксировавшись на пленке, они должны быть удачно соединены между собой. Для этого следует довериться следующему принципу монтажа: чередованию по меньшей мере двух центров интереса. Этот «параллельный монтаж» – один из наиболее часто использующихся приемов языка кинематографии. Он помогает ясно провести конфликтные линии и просто повествовательные линии сюжета, поочередно переходя от одного центра интереса к другому».
Один из лучших французских учебников для режиссеров, операторов и монтажеров. В книге очень много практической информации по основным принципам кинопостановки, свои тезисы автор сопровождает информативными иллюстрациями. В рунете можно найти сокращенную версию этой книги (реферат), созданную специально для монтажеров, она называется «Пособие по монтажу для работников кино и телевидения».
5. Уолтер Мёрч. «В мгновение ока»
«В мгновение ока» – научно-популярная книга режиссера монтажа Уолтера Мерча. Издание считается важнейшим пособием по монтажу фильмов. В основу книги положена лекция Мерча, которая в 2001 году была пересмотрена с учетом перехода к цифровому монтажу.
В книге Мерч отвечает на главный вопрос: Почему склейки работают? Также он предлагает свои идеи по таким темам, как преемственность и непрерывность в монтаже, сновидения и реальная жизнь; критерии хорошего монтажа. Отдельное внимание автор уделяет морганию глаза как эмоциональному сигналу к склейке.
Мерч говорит о том, как важна логика в профессии режиссера монтажа: важно уметь сделать историю понятной и заставить других почувствовать определенные эмоции.
Читать в переводе: https://vk.cc/9HigqP
#videosmile_books